Кедошим
Есть стих в главе Кедошим. В нём три слова, которые мы хорошо знаем: Веhа́вта Л’реа́ха Камо́ха — «Люби ближнего, как ты любишь себя». Раби Акива (учитель Раби Шимона Бар Йохая) сказал, что прийти к этому состоянию (любви к ближнему как к самому себе) — это цель всех духовных учений и всей нашей духовной работы.
Многие думают что понимают это значение. Проблема здесь в том, что всё, что мы делаем помимо этого — не духовная работа. Мы обязаны понять, как говорит Рав Ашлаг, что все другие действия, инструменты, заповеди и учения, предназначены для одной цели: привести каждого из нас в отдельности и весь мир в целом к состоянию Любви к Ближнему, как к Самому Себе.
Важно осознавать, насколько мы обманываем себя в отношении того, что мы применяем в жизни это учение, когда мы видим, что бесчисленное количество книг, которые мы прочитали; лекции, которые мы услышали; действия дарования, которые мы сделали, и связи, которые мы осуществили, были бессмысленными, если они не приводили нас к «Веhа́вта Л’реа́ха Камо́ха». Мы обманываем себя, говоря: «Мне просто нужно стать более дающим и делящимся человеком», потому что, когда мы говорим это, это всего лишь два слова — заботиться о другом, или любить его. Но есть три слова: «Веhа́вта Л’реа́ха Камо́ха» (любить и заботиться о других, как мы делаем это для себя).
Мы не являемся дающими людьми только потому, что применяем в жизни первые два слова и заботимся также и о других, а не заботимся о других так же, как мы заботимся о себе. Да, применяя в жизни эти первые два слова, мы будем хорошими, духовными людьми, которые нравятся другим, потому что мы даем, когда хотим, когда можем или когда нам удобно. Но мы не применяем в жизни Веhа́вта Л’реа́ха Камо́ха. Побуждать себя к тому, чтобы сначала дать кому-то, то, что нужно. Это должно стать неотъемлемой частью нашей жизни. Когда мы действительно понимаем это — это одна из тех вещей, которая действительно может изменить не только наши взгляды, но и нашу повседневную жизнь.