Изучение

Майкл Берг о главе Ваигаш

Майкл Берг о главе Ваигаш
Праведная дерзость

История главы Вайгаш начинается словами «Vayigash elav Yehuda», что значит «Йегуда противостоял Йосефу». Неслучайно, что Ваигаш обычно читается в Шаббат после Хануки, потому что есть сходство в сознании между Маккавееями, победившими Греков, и историей главы Ваигаш.

Что говорят каббалисты и разъясняет Зоар: мы не просто обсуждаем историю, произошедшую тысячи лет назад. Мы говорим о нашем сегодняшнем процессе Окончательного Исправления, который завершится только тогда, когда достаточное количество людей возьмут на себя смелость «выступить против», точно как Йегуда выступил против Йосефа и Маккавеи выступили против Антиоха.

Vayigash elav Yehuda” – это наше возвышение с помощью того, что мудрецы называют “azut dekedusha” – праведная дерзость. "Выступить против" с праведной дерзостью - это причина, почему несколько человек из Маккавеев смогли победить мощную Греческую армию. Чудо Хануки произошло не из-за того, что у кого-то была заслуга или определенный духовный уровень. Это произошло, потому что Маккавеи достигли этой духовной силы azut dekedushа.

Духовная сила - это то, чего больше всего не хватает сегодня в нашем мире. В главе прошлой недели, Микец, сопротивление Йегуды и его братьев было сломлено трудностями, которые были созданы Йосефом. Вот и мы, к сожалению, сегодня в той же ситуации, - наше сопротивление по-прежнему сломлено темнотой в нашем мире. Глава Ваигаш изменяет все это и дает нам огромный подарок: пробуждение в себе силы противостоять… силы иметь праведную дерзость сказать Творцу, что Он должен создать чудо, о котором мы просим, потому что с помощью него мы хотим изменить мир.

В Мидраше есть часть, в которой говорится, что самый негативный из ангелов, Сатан, понял, что бессмертие и Свет Машиах (Мессия) неизбежен и что действительно придет время, когда мир будет освобожден от смерти и страданий. После того, как он это понял, Сатан спросил Творца: «Как же будет раскрыт этот Свет?» Творец ответил (и это самое важное предложение в Мидраше): «Он сам возвысит себя и возвысит свое поколение.
Мой отец, Рав, всегда говорит, что Машиах - это не человек, это сознание. Таким образом, по сути то, что Творец сказал Сатану, и есть тот уникальный ключ, самая важная работа, самое важное сознание, которое нам нужно пробудить, если мы хотим реализовать Машиах, освободить мир от боли и страданий, - это возвышение… и это возвышение идет от azut dekedusha, праведной дерзости. Мы не можем сделать этого, просто продолжая свою духовную работу и делая связи. Мы должны толкать себя вперед, чтобы достичь этого, не потому что мы настолько духовно возвышены, а потому что мы хотим этого ради того, чтобы изменился мир.

Йегуда в этой главе смог положить конец страданию всей своей семьи, потому что пробудил в себе это желание праведной дерзости. Один из самых больших подарков Шаббат Ваигаш в том, что Йегуда возвращается и дает тем, кто желает этой силы, способность так же пробудить в себе такого рода дерзость. Как говорит Мидраш, только когда мы «возвышаем себя», пробуждаем в себе силу просить даже более того, что в наших силах, мы сможем положить конец страданию, как это сделал Йегуда. Каждый из нас должен просить этой помощи не потому, что мы этого заслуживаем или духовно заработали ее, а потому что мы хотим изменить наш мир и нашу жизнь.

Скрытое сознание слов «Он сам возвысит себя и возвысит свое поколение» - это то, что положит конец темноте. Вся духовная работа, которую мы делаем, может принести Свет в нашу жизнь и Свет в этот мир, но если мы хотим действительно изменить мир, нам нужно просить о дерзости. Мы должны быть способны сказать Творцу: «Нет, первого чуда, которое Ты создал для меня, не достаточно. Я делаю это не для себя, я делаю это для других. Я делаю это для мира».

Все, что мы делаем: по-настоящему пробуждаем в себе праведную дерзость, чтобы создавать чудеса, или стремимся к способности противостоять и изменить мир, - все это было достигнуто кем-то до нас. Первым был Йегуда, и он сделал это для нас. Маккавеи были первыми, и они сделали это для нас. Мы не создаем новые пути, не пробуждаем ничего нового, мы просто возобновляем, повторно устанавливаем связь с путями создания чудес, которые все духовные гиганты прокладывали для нас на протяжении всей истории.

Если мы напоминаем себе, что наши действия заново пробуждают то, что совершили те, кто был до нас, что мы только вновь устанавливаем связь с тем, что они сделали первыми, мы можем создавать чудеса… потому что они открыли каналы для нас. В молитве Халель мы говорим: “Pitchu li sharei tzadek avobam odecha”, - стих, который написал царь Давид. Мы просим Творца: «Открой для меня врата». Когда мы обращаемся к Творцу и просим: «Ты должен дать мне силу, Ты должен дать мне эту власть, Ты должен создать это чудо, потому что я хочу проявить Свет в нашем мире». В этот Шаббат мы подключаемся к вратам, которые Йегуда открыл для нас и пробудил праведную дерзость. Этот подарок Ваигаш имеет огромную важность. Потому что, чтобы пришел Машиах, чтобы достичь Окончательного Исправления, нам нужна праведная дерзость. Мы не сможем сделать этого без azut dekedusha.


Энергия недели с каббалистом