Изучение

Майкл Берг о главе Шмот

Майкл Берг о главе Шмот
Как вы со Мной, так и я с вами

Глава Шмот одна из самых важных. Она относится к тем главам, где есть и то, что мы называем Изгнанием, то, что представляет собой время темноты, и мы знаем, что это не просто воспоминание об историческом изгнании, а, что более важно, оно представляет собой любой момент темноты у нас в жизни, и так же то, что называют Искуплением Геула. Шмот — это единственная глава, где мы видим и полное Изгнание, полную темноту, и, по крайней мере, начало полной Геула, полного раскрытия Света Творца. Это один момент, когда секрет Искупления, Свет Искупления, открылся Моисею. Это означает для нас, что всегда, когда мы оказываемся в темноте и изгнании, именно благодаря Шаббату главы Шмот мы можем притянуть Свет и помощь, чтобы действительно получить способность выбраться оттуда.

Это момент в Торе, когда Моисей просит Свет полного Искупления и получает его. В истории на физическом уровне он говорит Творцу: «Я собираюсь пойти к народу Исраэль, который сотни лет был в темноте и боли, испытал сильнейшие страдания и ужасные смерти… Что я могу раскрыть им? Какой секрет я могу дать им, чтобы объяснить не только то, как мы собираемся сейчас покончить с темнотой, но, что более важно, как им всегда в жизни сохранять способность остановить темноту?»

Творец отвечает: «Ehyehasherehyeh», «Я буду тем, чем Я буду». Три слова между которыми нет разделения, как можно подумать. И каббалисты говорят, что эти три слова, Ehyehasherehyeh, заключают в себе огромный Свет и секреты Искупления, всегда. В чем секрет этих трех слов? Рамбан отвечает, цитируя Мидраш: «В чем секрет фразы Я буду тем, чем Я буду“?» Творец передает народу Исраэль: вы хотите знать, почему сотни лет в вашей жизни тьма, хотя вы стараетесь делать связи, хотя стараетесь притягивать Свет и остановить тьму, почему для вас ничего не происходит? Потому что вы думаете, что достаточно просто делать действия".

Мы знаем, чтобы создать связь, мы совершаем действия для притягивания Света Творца; мы приходим на Шаббат, даем на благотворительность, читаем Зоар. Но этого не достаточно, говорит Рамбан, потому что Свет Творца за совершение связи подарков не выдает. Свет Творца может вести себя единственным образом. Мы это изучали, но, к сожалению, возможно, не вполне применяли в жизни, не вполне действовали в соответствии с этим. И это то, что Творец просит Моисея сказать народу Исраэль — если вы хотите покончить со всей этой темнотой и болью, то достигнете этого не тем, что будете продолжать быть духовными и делать духовные действия, а через Ehyehasherehyeh, что значит: «Как вы со Мной, так и Я с вами». Как мы сами себя ведем, только так и Творец может вести себя с нами.

Скажем, например, человеку нужно много милосердия в жизни. Возможно, он по природе милый человек, который делится с другими, и даже думает о других хорошо. Но думает ли он достаточно хорошо? Большинство людей — нет. Даже хорошие люди, те, кто дает и делится с другими, даже не думают давать другим в избытке. Таким образом, нужно понимать, что вне зависимости от того, какие духовные действия мы совершаем, какого количества связей мы достигаем, пока мы все еще не действуем в отношении других людей с избыточным милосердием и избыточной добротой, мы не можем получить изобилие милосердия или Света от Творца. Не важно, сколько духовных действий для подключения к Свету мы сделали, Свет Творца не может действовать с избытком доброты в отношении нас, потому что Ehyehasherehyeh, — Творец может себя вести с нами только так, как мы себя ведем в жизни, и не важно, что еще мы делаем в духовном отношении.

Давайте возьмем другой пример, — человек, которому в его жизни нужно милосердие в избытке и который выписывает чек на очень большую сумму, но который сам все еще по природе своей не действует с избытком милосердия и доброты в отношении окружающих; ему Свет Творца говорит: «Здорово, что ты раскрыл весь этот Свет, но этот Свет не может реализоваться у тебя в жизни, потому что ты сам не поступаешь так, как хочешь, чтобы Я поступал с тобой». Ehyehasherehyeh — «Я могу поступать только так, как поступаешь ты».
Если мы выдаем, как большинство из нас, доброту в ограниченном количестве, мы получаем от Света Творца доброту в ограниченном количестве. Если мы поступаем в отношении других с бесконечной добротой, мы получаем бесконечную доброту от Творца. Но многие из нас не поступают с бесконечной добротой, хотя просят от Творца бесконечной доброты в отношении себя. Но только если мы ведем себя с другими с бесконечной добротой, Творец может вести себя с нами с бесконечной добротой.
Итак, Творец говорит Моисею, что народ Исраэль блуждает сотни лет, и продолжаются страдания, боль и смерть, несмотря на то, что они духовные люди, что они молятся, делают связи, делятся, — из-за того, что Ehyehasherehyeh. Свет Творца может поступать с человеком только так, как поступает сам человек. Таким образом, несмотря ни на какие духовные связи и действия, которые делает человек, как народ Исраэль делал в Египте, — им не нужно было просто чуть-чуть доброты или чуть-чуть Света. Им нужен был избыток доброты и избыток Света. И Творец спрашивает, поступают ли они в отношении других так, чтобы они ощущали избыток доброты и Света. Если ответ «нет», то никакое количество духовных действий не притянет Свет Искупления.

Наступил момент, когда Моисей понял, как люди народа Исраэль ведут себя между собой, и сказал: «Теперь я понял». Все люди народа Исраэль пришли к Моисею и сказали: «Посмотри, мы духовные люди!», — как, может быть, иногда делаем и мы. Может быть, мы обращаемся к Творцу, может быть, мы обращаемся к своему учителю и говорим: «Посмотри, я духовный человек! Я делаю все эти духовные действия, почему же тогда не изливает Творец Свет и благословения на меня в избытке?» А ответ очень простой. Ehyehasherehyeh. Не важно, что мы делаем в духовном отношении, — Творец сказал Моисею, чтобы он сообщил народу Исраэль и нам, что Свет может поступать с нами только так, как поступаем мы. Если мы поступаем с избытком доброты, мы получим доброту в избытке. Если мы ведем себя с избытком милосердия, мы получим милосердие в избытке. Если мы так не делаем, но делаем всю «духовную работу», мы можем получить этот Свет по-прежнему в крайне ограниченном количестве. Ehyehasherehyeh: Свет Творца может вести себя с человеком только так, как человек ведет себя в жизни.

Таким образом, Рамбан говорит, что Творец сказал Моисею, чтобы он передал народу Исраэль, что недостаточно быть дающими. Недостаточно быть добрыми. Недостаточно быть милосердными; нужно открыться полностью. Если они откроются полностью, тогда и только тогда может придти Окончательное Искупление. Тогда и только тогда сможет Свет Творца действовать в отношении них без ограничений.

И это вопрос к нам. Если мы проходим через темные времена, сейчас или в будущем, есть только один способ получить бесконечную доброту от Творца. Большинство из нас считают себя хорошими людьми, но поступаем ли мы в жизни с бесконечной добротой? Поступаем ли мы с бесконечным милосердием в отношении других? Честно говоря, нет. В какой степени это так или не так, знаем только мы сами. Но до тех пор, пока ответом будет «нет», нельзя ожидать, что Свет Творца придет к нам, бесконечный и милосердный, сколько бы духовных действий мы ни делали, до тех пор, пока мы ведем себя так же, потому что Ehyehasherehyeh, — «Как вы со Мной, так и я с вами». Как мы ведем себя, только так и может вести себя с нами Свет Творца.
Энергия недели с каббалистом