Есть урок о главе Ваешлах от Рава Менахема Менделя из Витебска, который, как всегда говорил мой отец Рав Берг, имел особенную связь с Каббала Центром. Рав получил эту связь с Равом Менахемом Менделем от своего учителя Рава Брандвайна. Каждый раз когда мы изучаем его труды, мы не только подключаемся к его великому Свету и Мудрости, но и соединяемся с Равом Брандвайном и Равом, а также притягиваем от них огромный Свет защиты.
Итак, он цитирует отрывок из Мидраша. Мы читаем в начале истории в Ваешлах, что Яаков был напуган; и это не так часто происходит, когда мы обнаруживаем, что великая душа испугана. Мидраш спрашивает, как это понять; мы знаем, что страх — это обычно реализация меньшего подключения к Свету Творца и потому человек, который полностью соединен со Светом Творца, никогда не должен испытывать страх. Мы читаем в этой главе, что Яаков наполнился страхом, когда услышал о приближении армии Эсава, хотя мы знаем, что не было никого, кто был бы так подключен и имел бы такую защиту Творца, какую имел Яаков. Он не только был ближе всего к Творцу, он был единственным, кому Творец обещал, что ему не причинят никакого вреда. Как тогда возможно, что Яаков испытывал страх?
Творец дал Яакову гарантию. Как можно потерять гарантию Творца? Гарантия значит: что бы ни случилось, ничего не изменится. Но каббалисты раскрыли секрет. Они говорят, что страх Яакова в этой главе происходит из идеи, что он мог сделать что-либо негативное, что снимет гарантию защиты Творца, или совершит негативное действие, из-за которого он потеряет эту связь и защиту Света Творца.
Конечная цель человека, который духовно возвышен и подключен к Свету, это всегда быть связанным с Творцом. Это цель. Все остальное, что мы делаем, для того, чтобы привести нас к все более и более сильной связи с Творцом. Даже если Творец обещает цадику — праведному человеку, человеку, который связан со Светом Творца — все гарантии благословений и защиты, а этот человек все еще боится, тогда что-то может произойти.
Собственно, говорится, что Яаков не боялся, что ему причинят вред, потому что имел гарантию, что этого с ним никогда не случится. Но именно эта гарантия на самом деле наполняла Яакова огромным страхом, что ему причинят боль. Почему? Потому что у него была гарантия, что ему не навредят, и его страх был от того, что он боялся потерять отчаянную потребность в Свете Творца. Если ему были гарантированы Творцом все благословения и защита, какая разница, как много с этого момента он делает духовной работы? Что произойдет с его духовной дорогой? Что произойдет с его желанием соединиться со Светом Творца?
Большинство людей делает духовную работу из-за благословений, которые приходят вместе с ней. Мы хотим бесконечных благословений, мы хотим защиту. Это правда, что если человек делает свою духовную работу как следует, он может получить благословения и защиту. Но все гораздо глубже. Это так красиво. Яаков сказал: «У меня есть гарантия. Мне больше никогда не надо беспокоиться и это ужасно». Почему? Потому что теперь у него не было ничего, что побуждало бы его подключиться к Свету Творца. Да, конечно, он продолжит быть духовным человеком, будет молиться, изучать и заниматься дарованием, но не будет отчаянной потребности, потому что у него есть все гарантии Творца.
Для нас это не было бы так страшно. Если бы Творец пришел к нам и сказал: «Я обещаю тебе с этого момента и до конца твоей жизни, что у тебя будут все благословения, которые только хочешь, и у тебя будет вся защита, какая может только понадобиться», это был бы самый лучший день в жизни, потому что мы больше ничего бы не боялись. Да, мы все еще были бы духовными людьми, но не были бы отчаянно духовными, потому что у нас есть гарантия. И это был страх Яакова.
Именно из-за гарантий Творца, Яаков боялся, что самая плохая вещь, которая только могла произойти, произойдет. Не то, что ему физически навредят, что он потеряет все благословения или защиту, но то, что он потеряет отчаянную потребность в духовной работе и связи со Светом Творца. Он боялся, что получив эту гарантию, он больше не будет отчаянным в своей духовной работе.
Самым большим страхом Яакова было то, что он знал, что ему больше не надо будет быть отчаянным, что он не будет чувствовать отчаянную потребность в духовной работе. Это то, чего он боялся и поэтому сказано: «Яаков боялся». Яакову пришлось бояться, ему пришлось просить и умолять, чтобы эта гарантия благословения и защиты не убрала его связь с Творцом. Это то, что говорил Рав Менахем Мендель из Витебска, и это то, что мы хотим понять и получить в этот Шаббат. Когда бы мы не чувствовали себя удовлетворенными тем, что у нас есть на определенном уровне, мы теряем отчаянную потребность в Свете Творца. Это страх, который был пробужден в Яакове в Шаббат Ваешлах, и это единственный страх который нужно иметь.