Изучение

Майкл Берг о главe Ваэтханан

Майкл Берг о главe Ваэтханан
Молитва Души

Глава Ваетханан начинается с того, что Моисей говорит народу Исраэль: «Я умолял Творца позволить мне войти в землю Израиль».

Мы знаем, что изначально предназначением Моисея было не только вывести народ Исраэль из Египта, провести через пустыню, но также и привести их в землю Израиль. Но этого так и не произошло. В Торе сказано, что из-за того, что Моисей совершил чудо появления воды из камня не так, как просил его Творец, — он ударил камень вместо того, чтобы говорить с ним, — он не повел народ в землю Израиль. Это выглядит, как наказание Моисею. Но каббалисты говорят, что воспринимать это таким образом неверно.
То, что Моисей не вошел в землю Израиль, было не наказанием, а, скорее, следствием низкого духовного уровня народа Исраэль; они не заслуживали того, чтобы Моисей привел их туда.

В главе этой недели Моисей умоляет Творца: «позволь мне войти и увидеть эту землю». Тора говорит, что слово на Иврите, которое используется для этой молитвы — это ва’этханан, нумерологическое значение которого 515. По этой причине каббалисты говорят, что он молился 515 раз, чтобы ему позволили увидеть эту землю. Почему тогда его молитвы не были услышаны? Почему ему не было позволено войти в эту землю?
Ответ здесь, и урок, очень глубокий: много раз мы молимся и просим какие-то вещи, но из-за того, что наше представление о своей жизни и о том, что мы должны иметь, часто неверное, у нас нет ясности о том, что нам предназначено сделать, и какие вызовы судьбы предназначено преодолеть. Часто нет связи между молитвами, которые мы произносим и истинными желаниями нашей души.

Важно понимать, что на молитву, которая идет от нашей души, всегда будет ответ. Бывает, что мы просим о каких-то вещах, или молимся о каких-то вещах, и не получаем их. Это не потому, что наши молитвы не слышат; это потому, что наша душа не молится об этом. Если, например, человек находится в настолько трудной или напряженной ситуации, что ему хочется уйти из жизни, но его душа знает, что, пройдя это испытание, человек поднимется на другой уровень, и тогда душа не молится за то, чтобы устранить это испытание. Человек может произносить эти слова в молитве, но этого не делает его душа.

Поэтому, когда мы читаем особые слова, которые использует Моисей, — Ve’er’eh eta areth hatova, — «Позволь мне увидеть хорошую землю», и мы знаем, что Творец берет Моисея на вершину горы и показывает ему всю землю, — мы начинаем понимать точно, что означает «увидеть». Именно душа Моисея просила увидеть эту землю, и поэтому молитва Моисея была услышана; его душа молилась о том, чтобы увидеть эту землю, — не войти в эту землю, потому что его душа знала, что для его личного исправления и для исправления народа Исраэль, нужно было сделать эту связь с землей Израиль только взглядом, сделать связь с сутью, а не физически войти в нее.

Каббалисты говорят, что на вершине горы Творец показал Моисею все части земли и всю историю, которая когда-либо происходила здесь: Иерусалим, Первый Храм, разрушение Первого Храма, Второй Храм, разрушение Второго Храма, а также то, что называют Третьим Храмом, — Храм, который сойдет с небес, как только человечество достигнет совершенства. Таким образом, Моисей, не только видел Окончательное Искупление, но и помог его пробудить и посадил семя окончательного исправления.

Мы получаем из этого прекрасное новое глубокое понимание, — и просьбы Моисея увидеть эту землю, и ответа на нее. Моисей получил не только видение будущего, но и возможность посадить семена для Окончательного исправления. У Моисея была заслуга видеть всю историю народа Исраэль, — положительную и негативную, — и подключиться, и пробудить окончательное совершенство. Таким образом, целью просьбы Моисея не было просто путешествие в эту землю. Он знал, что для того, чтобы народу Исраэль и всем последующим поколениям пробудить и получить Свет земли Израиль, — которая представляет не физическую землю, а духовное состояние совершенства и высокого духовного уровня, — ему нужно было подключиться к совершенству этой земли через взгляд, а не фактически войти в нее.

Так зачем Моисей молился 515 раз, чтобы ему была дана возможность увидеть? Потому что мы теперь понимаем, что «увидеть» означает пробудить и видеть будущее, сажать семена будущего.

Каббалисты говорят, что молитва Моисея была услышана; потому что это была молитва, которая пришла от его души. И поэтому урок, который мы хотим получить из этой недельной главы, состоит в том, что нам нужно просить Творца дать нам ясность, чего хочет наша душа. Чем яснее и сильнее наша связь с истинными желаниями нашей души, тем больше мы понимаем, что наши молитвы всегда услышаны.
Энергия недели с каббалистом