Изучение

Майкл берг о главе Лех Леха

Майкл берг о главе Лех Леха

Оставаться точными в своей духовной работе


В главе Лех Леха сказано, что Авраам уходит из родных мест в путешествие, но Творец не говорит ему, куда он идет. В последствии мы узнаем, что Творец отправлял его в землю, которая потом будет известна как земля Ханаанская, а сегодня известна как Израиль. Это было место, куда Аврааму нужно было пойти, чтобы перейти на следующий уровень своего духовного развития. И каббалисты рассказывают об истории, которая стоит за этой историей: Авраам идет в мир духовной работы, который находится за рамками природы.

Когда он отправляется в свое путешествие, Творец говорит: «Lech lecha, el ha’aretz asher ar’eka», «Иди в землю, которую я покажу тебе». Творец, как мы сказали, не говорит Аврааму, куда он идет, а просто говорит ему начать путешествие. Каббалисты говорят, что пока Авраам шел, он проходил разные страны. Одно из мест называлось земля Арам Нахараим, в которой, как сказано, он наблюдет людей, которые пьют и едят и которые не слишком организованны и последовательны. Он не знал, в этом ли месте ему нужно будет отдохнуть, и он молится Творцу: пожалуйста, пусть это будет не это место.

Авраам продолжает идти и приходит в землю Ханаанскую, где, как сказано в Мидраше, он увидел людей, которые сажали, когда было время сажать, и которые собирали урожай, когда было время сбора урожая; их работа на полях была организована. Он молится Творцу: пожалуйста, пусть это будет то место, где ему остановиться и которое, как мы знаем, и стало этим местом.

Итак, что же увидел Авраам, из-за чего он молился не быть с одной из групп людей, а быть с другой? Ответ связан с очень важным уроком, который мы получаем из этих двух молитв Авраама.

Первая группа — это люди, которые жили в то время в земле Арам Нахараим, которые были духовно пробужденными и обладали некоторым уровнем понимания, но они не были организованными. У них не было серьезного и тщательного подхода к духовной работе. Но когда Авраам пришел в землю Ханаанскую и увидел, что хананеи делают все организованно, он знал, что это также означает, что своей духовной работой они занимаются также организованно, обстоятельно и серьезно. Из этого мы видим, что в отношении духовной работы и духовной связи существует две группы людей. Мы понимаем: чтобы создать связь со Светом Творца и реализовать благословения, которые мы хотим в жизни, нам нужно трансформировать себя и делать свою духовную работу. Но насколько серьезно и тщательно мы к этому подходим?

Каббалисты говорят, что перед каждым человеком есть 32 000 возможных путей, ни один из которых в действительности не ведет к связи со Светом Творца. Среди этих 32 00 путей есть один иной путь, который называется Орах Хаим, Путь Жизни. Многим из нас нужно понять, что в отношении нашей духовной работы вопрос не в том, трансформируемся ли мы, делаем ли мы духовную работу или связь, а в том, с какой степенью точности и серьезности мы к этому подходим. Я думаю, что у некоторых из нас есть представление, что духовный путь — это понятие общее и относительно размытое. По сравнению с тем, какими мы были несколько лет назад, или по сравнению с другими людьми, которых мы знаем, мы видим, что находимся в целом на правильном пути, где трансформируемся, поддерживаем связь со Светом, но это представление размытое.

Истина в том, что все это не так. 32 000 похожих путей буквально перед каждым из нас. Они очень похожи между собой и похожи на правильный путь, который каббалисты называют Орах Хаим, Путь Жизни, но им не являются. Число 32 000 неслучайно. Если взять 32 000 и разделить на количество лет жизни человека, затем разделить на количество дней, то получается примерно 2 пути в день; 32 000 разделены примерно на 80 лет.

Таким образом, урок здесь в том, что буквально каждый день нам в жизни дается возможность или лазейка, дважды в день отклониться от курса совсем немного. Если каждый день, когда приходят эти испытания и проверки, мы стараемся не отклоняться от курса и проходим в жизни 32 000 проверок, тогда и в этом мире и в мире грядущем у нас есть связь с Путем Жизни. Но если мы не придерживаемся в своей духовной работе именно такой точности, тогда мы отклоняемся от курса и оказываемся на пути, который имитирует настоящий путь. Но это не настоящий путь… он просто похож на настоящий. И это, как часто говорил Рав Ашлаг, было самой большой болью в жизни: видеть, сколько людей, начинающих духовный путь, сбиваются с курса. Он говорил, что из тысячи людей, начинающих идти по духовному пути, только один из тысячи -даже не один процент — завершает путешествие. Почему?

Дело в том, что есть люди, начинающие идти по пути трансформации и связи со Светом, которые в определенный момент по какой-либо причине полностью сходят с пути. Но еще хуже, когда мы думаем, что мы на духовном пути, но не соблюдаем точность курса. Нам кажется, что «духовность» и «связь со Светом» понятия размытые, также мы и относимся к проверкам жизни и серьезности в духовной работе. Поэтому так скоро мы выбираем один из этих 32 000 путей. Буквально каждый день у нас примерно два выбора, две возможности отклониться от курса совсем чуть-чуть. Если в своих мыслях мы не соблюдаем осторожность, не относимся достаточно серьезно к духовной работе, тогда мы просто где-то около духовного пути, а не действительно на нем.

Представьте, например, что вы идет по канату. Вы знаете, что нельзя просто пойти чуть правее или левее, иначе вы упадете. А если вы идете по огромной асфальтированной дороге, то можно пойти чуть левее или чуть правее, при этом вы все равно останетесь на той же основной дороге. Духовный путь больше похож на канат.

Существует 32 000 других возможностей, которые позволят нам сказать самим себе, что мы на той же основной дороге, но духовная работа требует соблюдения точного курса. Таким образом, когда Авраам проходил через Арам Нахараим и видел, что люди пробуждены для связи со Светом, но они не относятся к этому серьезно и не соблюдают точность курса, что они не точны в своей духовной работе и трансформации, он молился Творцу: пожалуйста, не дай мне жить среди этих людей, потому что в итоге они бы оказали на него влияние. Но когда он пришел в Ханаан и увидел, что хананеи все делают серьезно, с намерением и точностью, он молился, чтобы быть среди этих людей, потому что это и есть Путь Жизни.

Нам нужно делать свою духовную работу серьезно, с точностью и с пониманием, что нельзя просто в общем быть на пути; нужно быть именно на том пути. Мы постоянно должны убеждаться, что мы не попали в ловушку этих двух ежедневных проверок, потому что тогда мы сбиваемся с курса и оказываемся на похожем пути, но не на пути, который ведет к Свету Творца.


Самой большой болью в жизни Рава Ашлага было видеть, что из тысячи людей, которые начинают духовную работу, только один завершает ее. Нелегко оставаться серьезными и точными в духовной работе и трансформации, но это то, что необходимо нам, чтобы пройти путешествие до конца и всегда идти Путем Жизни. Это мощное откровение мы получаем от Авраама в Шаббат Лех Леха.

Энергия недели с каббалистом