Глава Вайеце начинается с побега Якова. Он приходит к колодцу, поверх которого лежит большой тяжелый камень, и видит там трех пастухов, ожидающих остальных пастухов, чтобы они помогли им сдвинуть камень. Но Яков принимается сдвигать камень в одиночку.
Мы знаем, что все, что содержится в Торе, заключает в себе большие секреты. Так в чем же секрет колодца, который находит Яков? Чтобы действительно понять это, нам нужно вернуться немного назад, к главе предыдущей недели Толдот, где обсуждаются колодцы, которые вырыл Авраам и которые заново вырыл Ицхак. Как подчеркивает Рамбан, в этих трех историях должен быть очень важный Свет и важное понимание, потому что не может быть, чтобы это была просто история о том, как находили и закрывали колодцы.
В Толдот было обсуждение о том, что Ицхак начал рыть те же колодцы, что рыл его отец Авраам, но другие жители страны закрывали их. И слуги Ицхака копали и нашли источник живой воды. Когда они открыли этот источник живой воды, то начались ссоры между пастухами, потому что каждый претендовал на то, чтобы вода в колодце принадлежала ему. Они откопали второй колодец, но снова были ссоры, и они ушли оттуда, и откопали третий колодец, и с этим колодцем споров не было. Третьему колодцу дали имя Реховот, потому что он представляет собой способность найти свою землю и открыть доступ к ней, потому что теперь больше споров не было.
Рамбан очень ясно высказывается о цели и необходимости этих стихов и считает, что все обсуждение — и главы предыдущей недели Толдот про колодцы, которые копали Авраам и Ицхак, и главы этой недели Вайеце про колодец Якова — говорит не о том, что происходило в прошлом, а о нашем времени.
Когда в Торе говорится об источнике живой воды, это относится не к физической воде или поиску физических колодцев, это относится к месту, где располагается Свет Творца. Поэтому Тора использует особый термин «источник живой воды», так как он указывает на место расположения Света Творца, которое будет построено. В Первом и во Втором Храме было место, где располагался Свет Творца, и всякий, у кого была нужда, всякий, у кого была проблема, мог немедленно пойти к Храму и получить из источника живой воды, который там располагался.
Рамбан затем продолжает и объясняет, почему было три колодца. Первые два Храма, первые два места расположения Света Творца, которые были построены потомками Авраама и Ицхака, были уничтожены. Секрет третьего колодца в том, что он представляет Третий Храм — время и место, где полнота Света Творца будет раскрыта и никогда не исчезнет. Авраам и Ицхак представляют Первый Храм и Второй Храм, которые являлись великим Светом, когда существовали, но они были уничтожены. Третий Храм, секрет колодца Якова, — тот который никогда не будет уничтожен. Это место, из которого приходит Свет Гмар Тиккун, чтобы избавить мир от всей боли, страдания и смерти.
Это секрет колодцев. Когда Тора говорит о колодцах, она говорит о раскрытии каналов Света. Авраам и Ицхак раскрыли каналы, которые, в итоге, были закрыты опять. Но в случае Якова, колодец, о котором говорится в Ваеце, это связь с потоком Света Гмар Тиккун, потоком Света Окончательного Исправления. Таким образом, когда мы читаем эту главу в Шаббат Ваеце, мы знаем, какой Свет пробуждается в течение этой недели. Когда мы читаем о колодце Якова, мы в действительности пробуждаем Свет Третьего Храма, который будет раскрыт и будет существовать вечно, и таким образом подключаемся к нему.
Но мы хотим пойти еще немного дальше, потому что, как объясняют каббалисты, Авраам, Ицхак и Яков видели цель своей жизни в раскрытии этих существующих, но недоступных каналов Света. Авраам это сделал, но затем появилась негативность и скрыла этот Свет и мудрость. Ицхак пришел и раскрыл их снова, но они вновь были скрыты пока Яков в Ваейце не раскрыл их. И важно понимать, что эта реальность также существует внутри каждого из нас. Это не просто работа Авраама, Ицхака, Якова. Потому что в чем на самом деле состоит работа духовного человека? Пойти к кому-то, кто оказался или оказалась в тисках физического мира и показать, что они могут открыть канал Света, канал этой живой воды.
Важно иметь это сознание в течение недели Вайеце. У нас должен быть такой же взгляд на жизнь, какой был у Авраама, Ицхака и Якова: пробудить эти каналы, эту живую воду, которая является Светом Творца. Вот так смотрел на жизнь Авраам. Когда Авраам говорил с кем-нибудь, он не старался передать мудрость или дать какое-либо понимание; у него было простое сознание: моя работа здесь — это снова подключить этого человека к потоку Света Творца.
Если мы думаем, когда кто-то нуждается в помощи, что мы каким-то образом собираемся дать им мудрость или понимание, тогда мы не делаем духовную работу. Вместо этого, когда мы говорим с кем-либо, следует думать: «Мне не нужно делать для них ничего нового. Мне просто нужно пробудить их подключиться к этому потоку Света, к этому источнику живой воды, который является Светом Творца». И вот так мы должны видеть свою работу. Наша задача во взаимодействии с другими людьми просто снова подключить их к этому потоку живой воды.