Творец говорит Ною, что мир будет разрушен, поэтому Он хочет, чтобы Ной за 120 лет построил тейват, Ковчег, на котором он и его семья спасутся.
Вопрос, который нам следует задать: почему 120 лет? Мидраш отвечает, что Творец хотел, чтобы все эти 120 лет пока Ной рубил деревья и строил Ковчег, все люди того поколения спрашивали бы его, почему он строит ковчег. На что Ной ответчал бы: «Потому что Творец сказал мне, что путь человечества сейчас — это путь разрушения. И если мы продолжим этот путь, мы принесем разрушение всему миру и себе. Я строю Ковчег, потому что, если разрушение произойдет, по крайней мере, я и моя семья будут спасены.»
Все люди того поколения смеялись над ним, говорили ему, что если потоп произойдет, то он накроет дом Метушелаха, великого цадика и праведной души, жившего в то время. Они говорили, что все спасутся кроме Метушелаха. Однако, Мидраш продолжает, что после смерти Метушелаха все люди сказали Ною что, если Мабуль (потоп) случится, все будут жить, а он один умрет.
Как они могли так ошибаться? Как они могли быть так отключены от видения самих себя, от видения Ноя, от их видения мира? Ответ очень важен: это и есть самая худшая часть падения, а не то, что мы падаем. Это то, что мы думаем, что мы правы. Нам легко думать, что мы правы, что мы на правильном пути, и этому есть глубокая духовная причина.
Есть книга Лев Давид, собранная и частично написанная Равом Хаим Йосефом Азулаем, Хида. Первые несколько глав написаны Равом Хаимом Виталем, великим студентом Ари. Я хочу поделиться мощным учением от него.
Есть два этапа в процессе, который проходит душа, когда уходит из мира. Душа сначала оставляет тело за мгновение перед и в момент смерти. Затем Рав Хаим Виталь рассказывает нам, что ангелы приходят и забирают душу в дорогу, которая занимает 150 лет. Они ведут ее к вратам, ко входу в Высшие миры.
Мы ошибочно думаем что, когда наша душа оставляет мир, Творец решает, попадем ли мы в ад или в рай. Но это работает не так. Как мы ранее изучали, нет ангела смерти, скорее сам человек создает своего ангела смерти. Соответственно так же происходит и в Высших мирах, когда душа оставляет тело: Творец не решает куда мы идем. Это делаем мы.
Перед тем как ангелы оставляют душу, они показывают ей 32 000 разных дорог. Некоторые кажутся правильным путем, по которому стоит идти. Некоторые кажутся неправильными. Но все они, все 32 000 дорог, ведут в темноту. Когда душа оставляет этот мир, ангелы говорят ей: «Тебе нужно найти свой путь. Ты можешь найти свой путь к Свету или ты можешь найти свой путь к темноте».
Среди всех этих 32 000 дорог темноты есть один путь, который называется Орах Хаим — Дорога Жизни. Это относится как к тому, когда человек уходит из мира, так и к тому, когда он пребывает в этом мире. Есть только одна ясная дорога, существует так же еще 32 000 дорог, которые похожи на одну верную, но они ведут в темноту. Рав Ашлаг говорит нам что, когда душа приходит в этот мир, ее ставят на один путь, Орах Хаим, по которому, как предполагается, мы должны идти вперед. Но затем приходит тест — эго, Желание Получить для Себя Одного — и мы падаем. Мы открываемся остальным 32 000 дорогам. Мы можем продолжать идти, думая, что мы на верном пути, но мы всего лишь на одном из 32 000. Однако, через процесс исправления и сопротивления человек может вернуться обратно на Орах Хаим, единственный путь.
Когда мы начинаем понимать эти две вещи — первое, что есть только один путь оттуда, где мы находимся сейчас к настоящей связи со Светом Творца; второе, что эти 32 000 других дорог, которые кажутся правильными, таковыми не являются — мы начинаем ценить точность, с которой мы должны приступать к нашей духовной работе.
Каббалисты учат, что это не просто совпадение, что существует именно 32 000 дорог. Каждый человек проходит за свою жизнь 32 000 тестов — иногда больших, иногда маленьких. Если человек способен очистить свой путь и не падать на протяжении этих 32 000 тестов, которые случаются по одному или около того в день, тогда когда душа оставляет этот мир, дорога чиста.
Важно указать на то, что добавляет Рав Хаим Виталь: «Дорога Жизни не будет состоять из большого Света, благословений и радости на всем своем протяжении, как мы можем подумать. В действительности, если душа выбирает верную дорогу, первые три дня будут темными, и у нас всегда будет выбор уйти и пойти по одной из 32 000 дорог. Но если человек упорно пройдет эти три дня темноты, тогда он окажется на пути праведников, который ведет к большему и большему Свету. Это верно для обеих дорог: которую человек должен пройти в этом мире и которую человек готовит для своей души после того, как оставит этот мир.»
Итак, поколение Ноя было убеждено, что они были на верном пути, были убеждены, что если потоп случится, они будут спасены. Вопрос был в том, как они могли так ошибаться… И как часто мы все ошибаемся? Ответ в том, что один из самых важных уроков, который мы можем изучить в этот Шаббат — это секрет, который раскрывает нам Рав Хаим Виталь: 32 000 других дорог в большинстве случаев кажутся правильными и чистыми.
Нам нужно ценить, что духовная работа не является приблизительной. Из 32 000 дорог только одна верная дорога, ведущая к чистой и полной связи со светом Творца. Единственный способ убедиться, что мы на этом пути — это серьезность и точность нашей духовной работы.
Отлично это можно объяснить на примере, когда человек идет по натянутом канату. Он знает, что путь очень узкий и выверенный. Если он наклонится немного влево или вправо, то он упадет.
Нам нужно понять, что в любой день будет открыта дверь к тем 32 000 дорогам. Нам нужно убедиться, что мы остаемся на Дороге Жизни или возвращаемся на нее, если мы падаем. Это выверенный процесс, определенный путь и это та тщательность, с которой мы должны относиться к нашей духовной работе.