Майкл Берг о главе Ваяхель

Осознавать, где наш разум

В этом году глава Ваякхель-Пекудей выпадает на Шаббат Пара́, особый Шаббат, знаменующий начало подготовки к Песаху. В этот Шаббат есть дополнительное чтение, которое вытекает из начала главы Хукат. Во времена Бейт-ха-Микдаш люди не могли прийти на Песах, принести пасхальную жертву или подключиться к Свету праздника Песах, если они были нечистыми. Часть этого чтения описывает процесс Пара́ Адума́ — Красная Корова. Он был частью того, как израильтяне и коэны (священники) очищали себя для Песаха.
Каббалисты учат, что когда душа покидает тело после смерти человека, к нему могут присоединяться негативные силы, в результате чего физическое тело становится нечистым. Любой человек, который находится рядом с этим мертвым телом или касается его, получает часть этой нечистоты. Именно через процесс Пара Адума нечистота убирается.

Благодаря этому процессу коэны, которые участвуют в создании снадобья, очищающего человека духовно от всех аспектов негатива и тьмы, навязанных ему или ей через смерть, фактически становятся нечистыми. Это не имеет смысла; если вы вовлечены в чистый процесс, как вы становитесь нечистым? Весь процесс Пара́ Адума́ нелогичен, и Мидраш ясно дает понять, что это нелогичная история. Но здесь есть скрытый смысл.
Что такое Свет? Какое сознание мы должны получить из этой главы?

В Мидраше говорится, что часть процесса очищения коровы предназначена для удаления нечистоты от падения Золотого Тельца. В основе этого падения было отсутствие уверенности в Свете Творца. Подобно тому, как иногда у нас  что-то случается в  жизни, и мы теряем уверенность, так и случилось с израильтянами. Процесс очищения избавляет нас от потери уверенности. Чтобы его пройти нам нужно понять, откуда исходит недостаток уверенности.
Допустим, нам пришлось ударить кого-то, используя нашу руку. Мы знаем, что тогда Свет Творца, в некоторой степени, удаляется из нашей руки, и поэтому наша рука становится слабее духовно и, в конечном итоге, физически. Итак, мы понимаем, что происходит, когда мы повреждаем что-то физическое, например, нашу руку. Но что происходит, когда мы повреждаем наш разум?

Во-первых: мы должны понять, как мы наносим ущерб разуму. Говорится, что есть два основных способа: через негативные сексуальные мысли и через эгоистичные мысли, когда ставим себя выше других людей. Эти два негативных образа мысли повреждают разум. Когда человек повреждает свой ум, он становится ослабленным.

А потом, откуда возникает сомнение? Мы думаем, что это происходит от происходящих внешних вещей. Но нет. Неважно, что происходит. Настоящая причина, по которой мы сомневаемся, заключается в том, что в какой-то момент — возможно, это было вчера или на прошлой неделе — у нас было несколько эгоистичных мыслей, которые повредили наш разум. Поэтому, у нас сейчас ослабленный ум. Когда мы расстраиваемся, мы не можем пробудить уверенность в данный момент.

Как мы можем исправить наш ослабленный ум — это учение и секрет Шаббат Пара. Мы делаем это, понимая, что причина, по которой у нас нет уверенности в данный момент, в том, что наш ум духовно ослаблен, и ничего более. Мы духовно ослабили свой разум негативными мыслями, что, в свою очередь, заставляет нас сомневаться и терять уверенность.

В этом вся прелесть того, что говорится в Мидраше об истории красной коровы. Когда мы читаем историю: человек касается мертвого тела, становится нечистым, и на него брызгают специальной водой, чтобы удалить нечистоту. Однако, и это важно, в Мидраше говорится, что не мертвое тело делает человека нечистым и что не весь этот процесс, о котором мы читаем, делает человека чистым.

Что все это значит для нас? Данный процесс относится к истории нашей жизни. Быть расстроенным,  иметь сомнения или грусть, является признаком того, что что-то не так. И это, следовательно, мощное учение: почему человек «случайно» упал рядом с мертвым телом и коснулся его? Потому что, действительно, у этого человека большие проблемы. У этого человека слабый ум, и поэтому Творец говорит ему: «Я поставлю тебя в ситуацию, чтобы ты знал, где на самом деле находится твой ум».

К сожалению, большинство из нас не знает, где наш разум. Поэтому, когда мы нечисты, как в истории о красной корове, происходит весь этот процесс очищения. Но дело не в данном процессе. Речь идет о том, чтобы дать нам возможность остановиться и подумать: почему это сомнение пришло ко  мне? Потому что мой разум был ослаблен. Почему мой разум был ослаблен? Потому что я позволил негативным мыслям ослабить его, и поэтому я расстроился из-за данной ситуации. Однако, когда мы понимаем, что любая ситуация, которая вызывает у нас сомнения или печаль, случается просто для того, чтобы привести нас к осознанию того, что в какой-то момент мы ослабили свой ум, это и есть настоящий процесс очищения.


Это действительно сильное понимание, которое мы получаем от Шаббат Пара, которое мы можем взять с собой не только во время подготовки к Песаху, но и для всей нашей жизни.