Майкл Берг о главе Мишпатим

Освободиться от духовного рабства

Глава Мишпатим повествует о рабах и рабстве; каббалисты учат, что здесь речь не идет о людях, которые физически порабощены. Скорее быть рабом значит  беспокоиться о том, что люди думают о нас, и совершать какие-то действия не потому, что они происходят из нашей сути, а потому что общество, друзья, семья и прочие хотят, чтобы мы вели себя определённым образом. Это может также значить, что мы на самом деле что-то делаем, чтобы нравиться, быть принятым, признанным или чтобы о нас думали, как о хорошем, дающем, духовном человеке.

Важно это понимать, потому что если мы не знаем болезнь, то мы никогда не сможем получить лекарство. С духовной точки зрения, как учат каббалисты, в мире есть две силы. Есть то, что мы называем Светом Творца, и что Рав Ашлаг называет маарехет кедуша, система святости; это место, откуда происходит хеирут, настоящая свобода. И есть маарехет атума, нечистая система, система темноты.

Каждый из нас сегодня находится в рабстве. Мы беспокоимся, что подумают люди, нас заботит, что они скажут, и мы переживаем, как выглядим со стороны. Это влияет на наши жизни, почти на каждое действие, которое совершаем. Все эти мысли означают, что мы порабощены ими, потому что не можем быть чистыми в своих действиях или действовать исключительно исходя из того, что желает наша истинная сущность и душа. Каббалисты учат, что пока мы находимся в таком состоянии, заботясь о том, что думают другие, и действуя так, чтобы нас ценили или любили, и беспокоясь о том, любят и ценят ли нас, мы порабощены. Мы не свободны.

В связи с этим критично важно понимать, что это значит —  быть в духовном рабстве. Это не просто состояние несовершенства. Это связь с маарехет атума, с силами темноты, негативности. Когда мы говорим об израильтянах в Египте, что мы часто делаем, это не просто потому, что они были в физическом рабстве, их сознание было порабощено. Это означает, опять же, не просто состояние духовного несовершенства, когда вам небезразлично, что думают люди, но на самом деле это означает связь с той силой, которая называется маарехет атума, силами нечистоты, силами тьмы в этом мире.

Даже те из нас, кто нашел время подумать об этом, о двух сторонах в нашей жизни — стороне, которая заставляет нас быть по-настоящему свободными, и стороне, которая заставляет нас быть порабощенными, — мы воспринимаем одну, как более позитивную и одну, как не такую уж положительную. Но все гораздо глубже; потому что в той степени, в которой мы порабощены и заботимся о том, что говорят и думают другие люди, в той же степени, мы привязываем себя к силам порабощения, которые являются силами тьмы этого мира. Когда мы заставляем себя освободиться от того, что люди думают и говорят, и действительно заглядываем внутрь, действуем и живем из той части нашей души, которая чиста, которая стремится к свободе, то мы отсоединяемся от сил, которые называются маарехет атума, сил нечистоты и тьмы и идем к маарехет кедуша.

Самое важное, что нужно помнить, это то, что, во-первых, мы все рабы. Мы должны прояснить это. Часть дара этого Шаббата и этой недели — стать свободными от  рабства … но это начинается с ясности. Нам нужно потратить время и подумать о том, как наша жизнь основана на чем-то, кроме чистого желания нашей души, что связано с тем, что думают люди, как нас будут воспринимать и как нас ценят или нет. Все эти мысли, которые так часто встречаются в нашем разуме, являются признаком того, что мы все еще порабощены. Быть порабощенным означает нечто более глубокое, чем просто не быть настолько духовно развитым, как нам нужно; быть порабощенным — это на самом деле связь, привязанность, которую мы создаем к маарехет атума, силам тьмы этого мира. И один из великих даров этого Шаббата — это высшая помощь, чтобы вырваться из этого рабства и по-настоящему достичь свободы, хеирут.