Майкл Берг о главе Ки Тиса

Опасность Небрежного Отношения к Благословениям

В Главе Ки Тиса мы читаем о том, что переводится как «грех» или «падение» Золотого Тельца. Известно, что когда мы читаем что-то, мы пробуждаем соответствующий Свет. Если так, то зачем нам читать о чем-то негативном? Какая нам польза от того, что мы будем читать и заново пробуждать Свет, который кажется негативным?

Народ Исраэль достиг Била hаМавет ЛаНецах, полного устранения боли, страдания и смерти, но здесь они все потеряли. Таким образом, мы хотим найти противоядие и защиту, которую можно получить, чтобы у нас таким же образом не упал уровень сознания.  Мы знаем, что произошло на физическом уровне и в жизни, но что явилось семенем и причиной этого падения? Как мы увидим, это проблема, с которой мы тоже сталкиваемся.

Мидраш говорит нам что-то очень интересное. Творец сказал Моисею: «Я приду на Синай и раскрою народу Исраэль Свет Бессмертия, Свет Била hаМавет ЛаНецах, или свободы от Ангела Смерти. Они почувствуют это, они почувствуют мой Свет, и из-за этого, с ними произойдет падение». Что это значит? Обычно мы ожидаем, что если человек чувствует Свет Творца, это только поднимает уровень его сознания. Здесь Творец говорит Моисею, что будет огромное раскрытие Света, мудрости и понимания. И из-за того, что народ Исраэль почувствует этот Свет, произойдет его падение.

Чтобы понять это утверждение, я расскажу о другом падении, имеющем то же семя и ту же причину, что и падение здесь: смерть двух сыновей Аарона- Надава и Авиху. Каббалисты объясняют, что Зоар говорит, что причина, из-за которой фактически произошла их физическая смерть, заключалась в следующем: у них было видение Бога, а они ели и пили. В этот момент, как говорят каббалисты, произошло их падение, и в итоге они спровоцировали выход души из тела.

Как это понять? Каббалисты объясняют, что видение, которое было у Надава и Авиху, когда они ощущали Свет Творца, можно сравнить с  человеком, который во время еды увидел что-то очень интересное или красивое. Он продолжает есть, но ему очень нравится то, что он видит. Мидраш говорит, что падение Надава и Авиху произошло именно так, из-за видения, которое было у них, когда они ощущали Свет Творца. Их видение было похоже на то, что происходит с человеком, который наслаждается и едой, и, точно так же, наслаждается тем, что видит.

Но какое же сознание лежит в основе этих падений? Каббалисты объясняют, что когда человек относится к своим благословениям небрежно, он начинает терять с ними связь. Можно привести пример момент рождения ребенка для родителей; когда вы впервые видите этого нового человека, это невероятное ощущение. Количество благодарности и количество радости в тот момент несравнимо, наверное, ни с чем. И потом этот же самый человек, этот малыш, этот ребенок продолжает жить с вами много-много лет после этого. Разве вы можете сказать, что цените этого человека так же, как в момент его рождения? Нет. Иногда совсем не цените. Иногда цените чуть-чуть. Но мы никогда не вернемся к тому уровню благодарности, как в первый момент, и это проблема.

И это верно в отношении всех благословений, которые у нас есть. Например, вы говорите с успешными в бизнесе людьми, — когда они заработали  первую крупную сумму денег, их волнение было огромным. И потом, они продолжали быть успешными, и, конечно, они ценили это и получали от этого удовольствие, но почти никогда это нельзя сравнить с тем, что было в первый раз. И это проблема. Потому что, когда мы относимся к своим благословениям небрежно, мы отделяемся от них.

Таким образом, что означает, когда говорится, что Надав и Авиху ощущали Свет Творца  как человек, который сидит и ест? Они ощущали Свет Творца, и они ценили его, но как обыденность, как человек, который в середине трапезы получает удовольствие от красивого вида. Проблема здесь в том, что, когда мы относимся к своим благословениям небрежно, мы начинаем их терять.

Итак, теперь можно вернуться к падению во время Золотого Тельца, и к тому, что Творец сказал Моисею, что народ Исраэль ощутит Свет Творца и из-за этого произойдет его падение. Но обычно наоборот, когда человек ощущает Свет Творца, он испытывает духовный подъем, рост, а не падение. Но это верно только тогда, когда мы поддерживаем в себе истинную благодарность за это.

Если мы начинаем относиться к Свету Творца небрежно, в итоге мы полностью теряем его. И, таким образом, каббалисты говорят, что причиной падения Золотого Тельца был тот факт, что народ Исраэль стал небрежно относиться к своей связи со Светом Творца. А когда мы начинаем небрежно относиться к своим благословениям, мы начинаем терять с ними связь. Иногда мы физически теряем их, иногда на физическом уровне связь с ними продолжается, но теряется Свет, и, следовательно, наполнение, которое приходит к нам от них. В связи с этим, если мы хотим получить противоядие от падения Золотого Тельца, нам нужно пробуждать себя и перестать относиться небрежно к своим благословениям.

Я сомневаюсь в том, что кто-то из нас по-настоящему ценит благословения, которые у него есть, — семья, дети, работа, духовный Свет или мудрость. Вряд ли мы ценим так же эти благословения, как в первый момент. Но теперь мы поняли опасность: когда мы небрежно относимся к благословениям, мы начинаем терять их — или физически, или уходит их суть. Таким образом, пробуждение, которое мы хотим получить в Шаббат Ки Тиса, – это посмотреть на свои благословения и поставить цель: раз в неделю остановиться и спросить себя, когда последний раз вы просто замерли на месте, потому что вас ошеломило благословение, которое  существует в вашей жизни уже пять лет, а не что-то новое. В Шаббат Ки Тиса один  из подарков и помощь, которую мы хотим получить, – это и понимание, и способность действительно бороться с этим. Хотя бы раз в неделю вы останавливаетесь, — будь то мудрость, которую вы услышали, ваша семья, дети, работа,… что бы то ни было, – убеждаетесь, что у вас действительно есть огромное благословение, к которому вы сейчас относитесь небрежно, —  и останавливаете себя. Выделите пять минут, десять минут и цените это, потому что опасность в том, что если мы постоянно не боремся с небрежным отношением к своим благословениям, мы теряем их.  И это явилось причиной падения Золотого Тельца. Вот почему народ Исраэль потерял весь Свет Бессмертия, который получил на горе Синай.