Майкл Берг о главе Кедошим

Любить Ближнего Как  Мы Любим Себя

Есть стих в главе Кедошим. В нём три слова, которые мы хорошо знаем: Веhа́вта Л’реа́ха Камо́ха — «Люби ближнего, как ты любишь себя». Раби Акива (учитель Раби Шимона Бар Йохая) сказал, что придти к этому состоянию (любви к ближнему как к самому себе) – это цель всех духовных учений и всей нашей духовной работы.
Многие думают что понимают это значение. Проблема здесь в том, что всё, что мы делаем помимо этого – не духовная работа. Мы обязаны понять, как говорит Рав Ашлаг, что все другие действия, инструменты, заповеди и учения, предназначены для одной цели: привести каждого из нас в отдельности и весь мир в целом к состоянию Любви к Ближнему, как к Самому Себе.
Тора – это комментарии, объяснения и разъяснения этой единственной вещи. Они или приводят нас к состоянию, заключенному в этих трех словах, или не приводят.
Мы думаем, что прийти к высшему состоянию заботы о других и любви к ним так же, как мы это делаем для себя, значит позаботиться обо всем, что нам нужно, а затем позаботиться о нуждах кого-либо другого. Но это не то, что говорит этот стих. Он не говорит: «Люби и ближнего своего». Он говорит: «Люби Их, Как Себя». Это значит давать другим и заботиться о других во всем так же, как мы заботимся о себе. Это значит всегда смотреть за окружающими и удовлетворять их потребности и желания, прежде чем мы удовлетворим свои собственные. Например, когда мы собираемся есть хлопья утром. Перед тем, как мы поднесём ложку ко рту, мы сначала посмотрим, есть ли в мире кто-нибудь, у кого нет хлопьев, и побежим, чтобы убедиться, что теперь у них всех есть хлопья. Только тогда мы сможем вернуться домой и поесть свои хлопья.
Важно осознавать, насколько мы обманываем себя в отношении того, что мы применяем в жизни это учение, когда мы видим, что бесчисленное количество книг, которые мы прочитали; лекции, которые мы услышали; действия дарования, которые мы сделали, и связи, которые мы осуществили, были бессмысленными, если они не приводили нас к «Веhа́вта Л’реа́ха Камо́ха». Мы обманываем себя, говоря: «Мне просто нужно стать более дающим и делящимся человеком», потому что, когда мы говорим это, это всего лишь два слова – заботиться о другом,  или любить его. Но есть три слова: «Веhа́вта Л’реа́ха Камо́ха» (любить и заботиться о других, как мы делаем это для себя).
Существует концепция, о которой пишет Рав Ашлаг, которая показывает это. В ней говорится о том, что значит для человека, у которого есть слуга, заботиться об этом слуге. В ней говорится, что если в доме две подушки, то хозяин, прежде чем положить голову на подушку, проверяет, что у слуги есть подушка. Прежде чем съесть пищу, проверяет, что у слуги есть еда. Но самое главное, в ней говорится о том, что если есть только одна подушка или есть только один стейк, то хозяин обязательно должен убедиться, что у слуги это есть, прежде чем этим воспользуется сам.
Рав Ашлаг продолжает объяснять, что жить согласно этому учению не значит делиться или быть духовным человеком. Важно понять следующее. Во-первых: всегда заботиться о том, чтобы нужды других были удовлетворены раньше, чем наши. Во-вторых, если есть только один вариант – или удовлетворить наши собственные нужды  или нужды кого-то еще, мы должны сначала позаботиться о них, даже если это означает, что нам ничего не останется.
Это намного выше того уровня, на котором многие из нас сейчас. Потому что всё, что мы делаем в отношении духовности, дарования, связей, – на самом деле, только ради одной цели: придти к этому состоянию. Мы должны спросить себя, сколько раз, в прошлом году или даже за всю жизнь, мы совершали действие, при котором было что-то, что нам было нужно; а кому-то еще это было также нужно как и нам, но мы дали это другим в первую очередь.
Мы не являемся дающими людьми только потому, что применяем в жизни первые два слова и заботимся также и о других, а не заботимся о других так же, как мы заботимся о себе. Да, применяя в жизни эти первые два слова, мы будем хорошими, духовными людьми, которые нравятся другим, потому что мы даем, когда хотим, когда можем или когда нам удобно. Но мы не применяем в жизни Веhа́вта Л’реа́ха Камо́ха. Побуждать себя к тому, чтобы сначала дать кому-то, то, что нужно. Это должно стать неотъемлемой частью нашей жизни.
Когда мы действительно понимаем это — это одна из тех вещей, которая действительно может изменить не только наши взгляды, но и нашу повседневную жизнь.