Майкл Берг о главе Балак

Борьба за наше сознание

Есть много чего уникального в главе Балак. Например, мы знаем, что Моисей сам записывал все истории в Тору, в которых участвовал или был свидетелем. И нет никакого реального способа понять, как Моисей действительно мог узнать историю этой главы.

История о том, что израильтяне находятся в пустыне, и царь Балак обеспокоен тем, что израильтяне придут и покорят его землю. Он посылает послов к Билъаму, великому колдуну, и просит его прийти и помочь ему навредить или, по крайней мере, уменьшить духовную силу этих людей. Итак, они собираются вместе и уходят в горы, которые окружают израильтян. Но они никак не взаимодействуют с Моисеем или израильтянами. А как мы узнаем, что эта история произошла? Как Моисей смог записать всю эту историю с  диалогами и пророчествами, которые не происходили на его глазах?

Великий каббалист по имени Хатам Софер отвечает на этот вопрос, и он в целом говорит о Торе. Он говорит, что Тора — это то, что было засвидетельствовано людьми. Даже начальные главы, свидетелем которых Моисей не был, стали традицией от отца к сыну. Он говорит, что вся Тора действительно должна рассматриваться как истина, потому что она была записана и передана людям, которые подтвердили, что они были свидетелями этого. Однако есть одна глава, к которой это не относится — глава Балак. Потому что, как мы уже говорили, в этой истории не участвовал ни один из израильтян. Даже если бы они увидели Билъама и Балака, наблюдающих за ними с гор, они не имели бы возможности узнать, о чем они говорили, или какие у них были видения. Итак, как это может быть в Торе? Как Моисей дошел даже до того, чтобы написать это?

Хатам Софер объясняет, что это правда, что ни Моисей, ни израильтяне не были свидетелями этого, но скорее это было пророчество, данное Моисею. Это означает, что глава не связана, как любая другая глава Торы, с буквальным рассказом о том, что произошло с  Моисеем и израильтянами. Это не был опыт израильтян; это было просто пророчество, данное Моисею. Творец сказал Моисею, что в пустыне было время, когда Балак и Билъам (очень сильные колдуны) приходили, чтобы попытаться причинить ему вред. Они пытались принести жертвы и пробудить негативность, но им это не удалось. Вся история, которую мы находим в главе этой недели, была чистым пророчеством, данным Моисею без какого-либо личного знания о том, что произошло.

Именно так Хатам Софер видит этот Шаббат. Но это еще не все.

Когда Рав Ашлаг жил в Польше, у него было несколько учителей. У него был скрытый учитель, который учил его всем секретам каббалы, но он также учился у великого каббалиста, раввина из Поресова. У раввина из Поресова было двое детей, мудрость одного из которых собрана в книге «Атара лерош цадик», в которой он предлагает новый способ взглянуть и объяснить, что происходит в этот Шаббат. Он говорит, что то, что происходит в этот Шаббат, не столько сражение с израильтянами, сколько с их лидером Моисеем. Это битва между силами Билъама и Балака с Моисеем. Но эта битва не была физической, как большинство сражений. Это была битва разума.

Билъам и Балак были великими колдунами, которые обладали огромными силами причинять вред от Негативной Стороны, и их единственная цель состояла в том, чтобы пробудить в Моисее сомнения и смятение. Это то, чем было всё это чтение, вся эта история о Балаке и Билъаме: битва за сознание Моисея. Они собрались вместе и сказали, что собираются отключить Моисея от Творца не физическим убийством или борьбой с ним, а пробуждением сомнения и страха в его разуме.

Моисей (по крайней мере с момента Пылающего Куста) никогда не сомневался; но внезапно он просыпается утром и возникает сомнение, есть какая-то грусть, какая-то тьма, и он не знает, откуда это исходит. Но Моисей углубляется дальше, потому что он знает, что ничто не случайно, и приходит к пониманию, что борьба за его душу, за его ум, продолжается.

Рав Берг часто говорил нам, что в Пророках говорится, что до конца Исправления будет война, которая называется Гог у’Maгог (иногда она переводится как Армагеддон), и это не будет физическая битва. Это будет похоже на битву за сознание Моисея. Таким образом, на этой неделе было посеяно зерно войны Гог у’Магог, войны за сознание. В этом и заключается весь смысл этого Шаббата — как эти два человека собрались вместе, чтобы пробудить сомнение, печаль и тьму в разуме Моисея и как он сражается в ответ — не физически, а в своём сознании.

Теперь мы понимаем, что не просто так Моисей получил пророчество о чём-то, в чём он не участвовал. На самом деле он описывает то, через что проходит. Это было время, когда сознание Моисея было атаковано, и он отбился. В неделю главы Балак, когда Моисей побеждает Балака и Билъама в битве за его сознание и душу, он дает нам силы сражаться в битве, которая уже началась — битва под названием Милхемет Гог у’Maгог, битва за наше сознание.

Это понимание дает нам новый взгляд на нашу жизнь и духовную работу. Когда мы просыпаемся утром и испытываем негативные мысли или когда у нас возникают негативные мысли в течение дня, откуда они берутся? Мы думаем, что они приходят от нас. Но это не так.

Как и в случае с Моисеем, есть ангелы негативности. Они есть когда мы просыпаемся каждый божий день, и их работа заключается в том, чтобы вселять в нас сомнения, тьму и мысли о желании получить для себя самого. Каждый раз, когда у нас возникает негативная мысль, мы должны помнить, что она не случайна; идет борьба за нашу душу, за наше сознание. Важно помнить, что у нас также есть целый легион положительных ангелов, пытающихся бороться с этими отрицательными силами, пытаясь поднять нас. Если мы начнем рассматривать темные мысли, которые приходят в наш разум от сил негативности, тогда мы становимся более осведомленными, чтобы не погружаться в них.

Эта битва за наше сознание и душу происходит каждый день. Когда мы начинаем видеть свою жизнь таким образом, осознавая, что мы участвуем в этой огромной битве, и осознаем тот факт, что эти негативные мысли не наши — что они вкладываются в нас силами Отрицательной Стороны — это может изменить всё. С этим знанием и правдой о том, что происходит, мы имеем больше сил для борьбы с негативными силами и темными мыслями.